Успехи, открытия и интересные события в мире генетики в 2012 году

Достижения генетики

Генная терапия, по-видимому, обещает в ближайшее время стать одним из самых быстро развивающихся направлений в современной медицине, которое обеспечит спасение от многих тяжелых заболеваний, поможет продлить срок и улучшить качество жизни людей.

Об этом говорят многочисленные успехи, достигнутые теоретической генетикой и ее прикладными отраслями в последние годы.

Почти каждый день миру становятся известны новые интересные новости об открытиях, совершенных учеными, работающими в области генетики, и успешных результатах экспериментальных курсов лечения, включающих в себя элементы генной терапии.

Давайте посмотрим, какие значимые события произошли в науке, связанные с изучение генов и всего, что к ним относится, в прошедший 2012 год.

1. Перспективы генной терапии в лечении атеросклероза сосудов нижних конечностей.

Исследование группы специалистов из США и Швейцарии, проведенное на мышах, показало, что нарушение, связанное с недостаточным питанием тканей нижних конечностей кровью в результате атеросклеротического поражения сосудов, можно устранить путем пересадки двух генов в клетки пациентов.

Мышам были введены препараты, содержащие вирусные векторы с генами, которые отвечают за образование тканей новых сосудов. Опыт прошел успешно, в перспективе — использование метода для лечения людей.

2. Использование молекулярно-генетических маркеров для диагностики ряда психических заболеваний

Открытия в области генетики затрагивают все сферы медицинской науки, не исключая психиатрии. Ученых и врачей привлекает перспектива возможности раннего определения некоторых психических нарушений при помощи точных генетических анализов, а также использование результатов этих анализов для проведения дифференциальной диагностики.

В 2012 году было заявлено об обнаружении тремя независимыми группами исследователей генетических мутаций, которые, вероятно, имеют отношение к развитию аутизма у детей.

Кроме того, ряд других ученых сообщает о возможной связи шизофрении и иных умственных расстройств с обнаруженной ими неправильной работой некоторых участков ДНК. Знание последовательности ДНК, кодирующей нарушение, позволит в ближайшее время создать анализы для ее обнаружения.

3. Лечение редкой формы паралича при помощи генной терапии

У некоторых детей встречается заболевание, передающееся по наследству, вызванное дефицитом выработки декарбоксилазы ароматических L-аминокислот и приводящее к полному параличу и ранней смерти.

Группа генных инженеров из Тайваня и Америки создали вирус, содержащий нормально работающий ген декарбоксилазы ароматических L-аминокислот, и ввела его группе пациентов. После лечения состояние детей заметно улучшилось.

За время наблюдения за ними было отмечено, что они стали набирать вес, лучше спать, и, что самое главное, смогли самостоятельно сидеть, двигать головой, а некоторые из них даже научились стоять.

4. Генетика выходит на битву со старением

Прошедший 2012 год был отмечен рядом интересных исследований, направленных на изучение генетической природы «вечной молодости». У гидры был выделен ген FoxO, обеспечивающий быстрое обновление клеток организма.

У человека тоже был обнаружен участок ДНК, похожий на FoxO гидры, активность которого положительно коррелирует с продолжительностью жизни отдельных людей. Тем временем, ученые из Англии выделили еще группу человеческих генов, связанных со старением.

Они активизируются различными внешними факторами и значительно сказываются на скорости, с которой люди теряют молодость. Если удастся изучить механизмы, регулирующие экспрессию этих важных генов, то человечество может надеяться получить в будущем специальные препараты, обеспечивающие поддержание молодости на протяжении многих лет, а также улучшающие состояние здоровья пожилых людей.

5. Генетика в помощь антропологам

В журнале Current Biology были опубликованы результаты генетического исследования, доказывающего индийское происхождение современных цыган. Согласно данным статьи цыгане пришли в Европу около 1,5 тысяч лет назад из Северо-Западной Индии.

Эта информация опровергает более ранние предположения, в соответствии с которыми родиной цыган назывался Египет. К медицине это открытие имеет мало отношения, зато демонстрирует возможности прикладного применения генетики.

6. Еще один шаг вперед в диагностике рака молочной железы у женщин

Ученые не останавливаются на путях к открытию все новых путей ранней диагностики опасных нарушений при помощи генетических исследований.

Рак молочной железы — одно из самых распространенных онкологических заболеваний среди женщин — уже вполне можно обнаружить на самых ранних стадиях развития благодаря разрабатываемым методам выявления определенных эпигенетических маркеров, наличие которых в клетках крови свидетельствует о высоком риске развития (либо наличии) опасного заболевания.

Не так давно внимание ученых сконцентрировалось вокруг эпигенетического маркера DOK7, присутствующего у некоторых пациенток с раком молочной железы. Согласно предположениям ученых, в перспективе использование анализов на наличие          DOK7 позволит предсказать возможность развития некоторых форм данного онкологического заболевания за несколько лет до постановки диагноза и, таким образом, заблаговременно принять все необходимые профилактические меры.

7. Успехи стволовой терапии

Лечение различных заболеваний стволовыми клетками часто дает неожиданные и весьма успешные результаты. В прошедшем 2012 году в очередной раз ученые широко обсуждали случай американца Тимоти Брауна, первого человека, которого при помощи стволовой терапии немецким врачам удалось избавить от ВИЧ (по меньшей мере, об этом свидетельствуют все анализы, да и состояние здоровья чудесного пациента на протяжении пяти лет остается стабильным без какой бы то ни было антиретровирусной терапии).             Ученые всеми силами стремятся развивать технологию и начинают применять ее для борьбы с различными нарушениями. В феврале 2012 года на территории Шотландии была проведена операция по пересадке стволовых клеток роговицы в глазное яблоко.          Задачей врачей является вернуть пациентке, отважившейся на лечение, зрение, утраченное вследствие редкого генетического заболевания, вызывающего недоразвитие тканей глаза, в частности, роговицы. Как сообщает группа исследователей, был ли достигнут успех, станет известно не скоро.

8. Открытие гена, ответственного за развитие синдрома Ашера первого типа

Определенный тип врожденной глухоты у младенцев связан с наличием у них мутантного гена CIB2 — к таким выводам пришли американские ученые.

Глухота при синдроме Ашера первого типа сопровождается рядом других характерных нарушений, среди которых дегенерация сетчатки, нарушения чувства равновесия и другие серьезные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.     Пока что само открытие в плане лечения ничего не дает, но, возможно, ученые найдут способы влиять на экспрессию неправильно работающего гена для того, чтобы облегчить протекание заболевания. Помимо этого, исследователи полагают, что открытие приближает их к разгадке механизмов несиндромной глухоты.

9. Масштабный генетический проект в Великобритании

В данном случае речь идет не об открытии (по крайней мере, пока), но о другом значимом событии для генетики: в Великобритании запустили масштабный проект, в рамках которого исследователи намереваются изучить геном 100 тысяч тяжелобольных пациентов с целью его расшифровки.

Следовательно, предполагается выявление частей генетического кода, имеющих отношение к развитию серьезных заболеваний. На исследование правительство Великобритании даст 100 миллионов евро.

10. Новый способ диагностировать рак любого вида по анализу крови

И еще один способ ранней диагностики рака, о котором нельзя не упомянуть, предложили исследователи из университета Хопкинса.

Метод уникален тем, что рассчитан на выявление рака любого вида, независимо от степени его изученности современной медициной. Идея заключается в обнаружении в крови фрагментов бесклеточных мутировавших ДНК, наличие которых с большой степенью вероятности подтверждает гипотезу о том, что человек имеет онкологическое заболевание. Основным «минусом» нового метода является его высокая себестоимость, поэтому широко использоваться он в ближайший год - два не будет.

Добавь в закладки, поделись с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Вы можете оставить комментарий, или сделать трекбек с вашего сайта.